Карта новостей

Календарь

2016
Июль
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Ефимов А.И. История русского литературного языка. Страница 131

«Немецкой язык по то время был убог, прост и бессилен, пока в служении употреблялся язык латинской. Но как немецкой народ стал священныя книги читать и службу слушать на своем языке, тогда богатство его умножилось, и произошли искусные писатели». Свое знаменитое рассуждение Ломоносов заканчивает гимном вели­ким древностям, которые запечатлены в письменности, память о ко­торых сохранил «бессмертный стихотворцев глас».

Взгляды Ломоносова на пути развития русского литературного языка особенно четко сформулированы в его знаменитой теории трех стилей.

§ 36. Теория трех стилей

В понятие «стиля» Ломоносов вкладывал более широкое содер­жание, чем это принято в современной стилистике. Стиль, в его тол­ковании, состоял из соответственным образом организованной сис­темы речевых средств, «речений» (по терминологии Ломоносова), за которой был закреплен строго очерченный круг жанров художе­ственной литературы. Таким образом, жанр находился в таком отношении к стилю, в каком в биологии вид относится к роду. На­пример, к высокому стилю были отнесены героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях. Причем эта группировка жанров по трем стилям осуществлялась с учетом не только идейно- тематического своеобразия их, но и языково-стилистического, ибо, например, все жанры высокоторжественного характера, в силу важ­ности изображаемых фактов, отличались и соответственно подоб­ранными речевыми средствами.

Таким образом, жанры литературы имели для Ломоносова про­изводное от стиля значение, были прикреплены к одному из стилей. В силу этого все основные жанры уложились у него в три стиля сло­весности: высокий, посредственный и низкий.

Стиль, в понимании Ломоносова, представлял собой единство умело подобранных «речений», сочетающихся с группой тематиче­ски и стилистически родственных жанров. Однако цементирующей основой стилей являлись средства языка. Именно существование в русском литературном языке «трех родов речений» дало Ломоносо­ву основание говорить о трех разных «степенях российского языка», т. е. о трех стилях.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 130