Карта новостей

Календарь

2016
Июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   


Ефимов А.И. История русского литературного языка. Страница 139

Позднее, приблизительно в 1758 году, Ломоносов изменил свой план разделения «штиля» на пять разновидностей (риторический, пиитический и др.). Вместо этого он воспользовался традиционной и широко известной на Западе трехчленной схемой стилей (высо­кий, посредственный и низкий), известной еще со времен античных риторик. Определяя контуры каждого из этих трех стилей, Ломоно­сов говорит исключительно о жанрах художественной литературы (оды, театральные сочинения, сатиры, эклоги, элегии, проза, коме­дии, эпиграммы и т. п.), уточняя, таким образом, сферу бытования этих разновидностей образной речи.

Чтобы убедиться, что система трех стилей не распространялась на язык документально-деловой переписки, научной литературы, газетных сообщений и на другие стилевые разновидности литератур­ного языка середины XVIII века, обратимся к непосредственным источникам и фактам.

Дело в том, что выделение трех стилей в языке художественной литературы основывалось на соотношении церковнославянских и русских речевых средств, на своеобразных синонимических парал­лелях (глава — голова, дочь — дщерь, сегодня — днесь и т. п.), в силу чего высокий стиль противопоставлялся низкому. Что же касается, например, стиля научного изложения, то характерная для него лексика и фразеология (термины, формулы и т. п.), а так­же грамматические средства не дифференцировались в стилисти­ческом отношении на высокие или низкие «речения». Термины не были соотносительны с поэтической лексикой, например, церков­нославянского происхождения. Поэтому научные труды самого Ломоносова написаны тем языком, каким писались тогда разного рода трактаты и рассуждения. Вот типичный образец стиля науч­ного изложения того времени, который представлен , например, в его «Риторике»:

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 9 из 130